Занятия с ребенком с 6 до 9 месяцев.

с игрушкамиКак научить ребенка ползать.

Ребенку в этом возрасте в кроватке и в манеже становится скучно и неинтересно. Ему пора осваивать просторы квартиры. Тут у родителей 2 варианта: позволить ребенку свободно ползать по квартире или подождать когда он научится самостоятельно сидеть и посадить его в ходунки.

Лично я сторонница первого варианта и противница второго. Первый вариант позволяет ребенку научиться ползать. Но для родителей он более сложный. Требует определенных мер безопасности.

Одеяло на полу. Для начала подойдет одеяло расстеленное на полу. Когда ребенок только начинает ползать, он редко выползает за его пределы. Одеяло служит как бы переходным этапом между кроваткой и полом:

  1.  оно смягчает удары, когда ребенок неожиданно падает с четверенек на спину,
  2.  на одеяле теплее, чем на полу, но прохладнее чем в кроватке — происходит как бы постепенное закаливание.
  3. одеяло является переходным этапом между чистой, почти стерильной кроваткой и полом, по которому все ходят,
  4. одеяло — успокоительное средство для родителей — трудно решиться выпустить ребенка ползать сразу на пол.

Когда ребенок научится хорошо и свободно ползать по всей квартире — одеяло становится лишним и его убирают.

Постепенно ребенок начинает перемещаться все быстрее и дальше, начинает подползать к мебели и вставать у опоры. Поэтому требуется приспособить для этого комнату, где ребенок теперь ползает, или всю квартиру.


Техника безопасности.

  • Вставить заглушки в розетки, пока ребенок не засунул туда свои пальчики.
  • Дверцы и ящики шкафов нужно сделать не открывающимися для ребенка (запереть, связать между собой веревочками или резиночками, загородить,  купить в магазине специальные блокираторы ) или заполнить нижние полки, безопасными предметами: игрушками, его одеждой, детскими книжками — тем, с чем ребенку разрешается играть.
  •  Все опасное: лекарства, любые химикаты, острые, тяжелые, бьющиеся, мелкие предметы — убрать так, чтобы ребенок, ни при каких обстоятельствах,  не мог  их самостоятельно достать.
  • Опасные острые углы, о которые ребенок может удариться нужно по возможности закрыть подушками или купить в магазине специальные мягкие уголки для мебели.
  • В комнате придется почаще проводить влажную уборку: мыть пол и игрушки. Лучше это делать несколько раз в неделю.
  • Нельзя выходить из комнаты, где находится один ребенок и закрывать за собой дверь (особенно, если дверь открывается внутрь комнаты), нужно предусмотреть, чтобы дверь случайно не закрылась сама или это не сделал ребенок. Если ребенок подползет к закрытой двери и встанет опираясь на нее — будет очень неприятная ситуация, опасная для ребенка.

Если Вы предоставили ребенку свободное пространство в комнате: он обязательно научится ползать, нужно же ему как-то дотянуться до игрушки, которая от него далеко — эту проблему ему придется решить.  Разумеется — все получится, если вся семья наперегонки не будет подавать ребенку игрушку, заметив, что он смотрит на нее, но не может дотянуться.

Лучше займитесь с ребенком гимнастикой и массажем, которые помогут укрепить его мышцы.

Во время ползания у ребенка тренируются все мышцы: ног, спины, плечевого пояса, рук, шеи. Постепенно он научится вставать у опоры и опускаться снова на пол, научится переступать.  Конечно, периодически он будет падать, ушибаться, но одновременно он научится падать правильно, не получая серьезных травм.

Ходунки.

Если ребенок научился сидеть самостоятельно (примерно с 7-ми месяцев) — его можно сажать в ходунки. Многим родителям это приспособление очень нравится.

  • В комнате можно ничего не менять и не слишком следить за чистотой: ребенок ничего не возьмет с пола и не положит в рот.
  •  За ним не потребуется постоянно следить: в ходунках ребенок не засунет палец в розетку и не откроет дверцы шкафа.
  •  Он не замерзнет на холодном полу.
  • Ребенок не будет постоянно падать и ушибаться.
  • В ходунках он сможет путешествовать по всей квартире, не доставляя родителям беспокойства.
  • К тому же к ходункам прикрепляются игрушки и ребенок сам себя развлекает.

Теперь о недостатках.

  • Если ребенка держать в ходунках — он совсем не научится ползать, не будет постоянно тренироваться вставать, опускаться и правильно падать.
  • В ходунках ребенок тоже может упасть: через ступеньку или порог или развив большую скорость при переходе с одного напольного покрытия на другое. Такое падение гораздо серьезнее обычного падения ребенка: во первых ребенок к этому не готов, во вторых скорость бывает большая, в третьих дополнительная травма о ходунки.
  • В ходунках ребенок не учится сразу правильно ставить стопу — привыкает ходить на цыпочках, это тоже создает ему дополнительные проблемы в дальнейшем при обучении ходьбе.
  • У ребенка в ходунках повышенная нагрузка на ноги и позвоночник из-за постоянного нахождения в непривычном для него вертикальном положении и невозможности сменить позу — это может привести к нарушению осанки и искривлению ног.
  • Когда Вы решите выпустить его из ходунков, ходить он конечно научится, и, возможно, не позже, чем любители ползать (хотя научиться ходить малышу после ходунков будет труднее) и тут ребенок наверстает упущенное, особенно в отношении падений и шишек — он ведь совсем не представляет, что может упасть.

Ходунки это не средство постоянного передвижения для ребенка. Можно 1 раз в день на полчаса посадить ребенка в них, чтобы иметь возможность что-то сделать по дому, а в остальное время дать ему возможность ползать.

с горшкомЗнакомство с горшком.

После того как ребенок научился сидеть — можно знакомить ребенка с горшком. Проявлять особое рвение, чтобы приучить ребенка к горшку не следует, дети редко достигают особых успехов в этом раньше 1,5 лет. Но и ждать этого возраста, чтобы впервые познакомить ребенка с горшком не стоит.

  • Научился сидеть — можно попробовать посадить на горшок.
  • Понравилось ребенку на нем — отлично.
  • Периодически высаживайте его, особенно если знаете, что пора, сопровождайте все теми же словами «пись-пись» и «а-а-а».
  • Получается — радуйтесь и хвалите. Пусть постепенно запоминает для чего горшок и что на нем делают.
  • Не получилось: не огорчайтесь и не ругайте — со временем получится, потому что у всех в конце-концов получается.
  • Если ребенок не хочет садиться на горшок — ну ни нравится ему сидеть на нем: отложите попытку на пару недель или на месяц, а горшок пусть стоит в комнате, чтобы он стал знакомым для ребенка предметом.
  • Если просто сидит и ничего не делает, не держите ребенка на горшке долго, особенно, если ему это надоело.
  • В том, что ребенок играет с горшком, как с игрушкой, пока еще не понял для чего он, нет ничего страшного: изучает свойства предмета — значит заинтересовался им, пытается как-то использовать, Вы как раз и учите его — как правильно.

Если Вы решите впервые знакомить ребенка с горшком позже после года или еще позже: все равно вас ждут эти же трудности и проблемы. Возможно более взрослый ребенок научится быстрее, он ведь стал умнее. Но просто знакомство с горшком, без фанатизма, ребенку, который научился сидеть — не помешает. Зато в этом случае вы не пропустите момент, когда Ваш ребенок  (цитирую модную сейчас фразу) «будет готов приучаться к горшку».

Обращаю Ваше внимание, что ребенок совсем недавно научился сидеть. Это положение для него непривычное, мышцы спины слабые, неокрепшие. Для него гораздо полезнее ползать свободно, когда он сам регулирует сколько времени в какой позе находиться. Поэтому не нужно стремиться посадить ребенка надолго. Сажайте на стульчик только для еды, на горшок на 3-5 минут для дела, гулять в коляске тоже старайтесь не постоянно в сидячем положении и т. д. Длительное сидение никому не полезно, даже взрослым, а маленьким детям тем более.

Чему еще можно научить ребенка.

Развитие речи. В качестве занятий с ребенком рекомендуется сначала стимулировать лепет, вступая в перекличку с ребенком, когда он сам лепечет. Повторять за ним слоги и стараться вызвать у ребенка желание повторить за вами простые слоги и слова мама, папа, дай и др. Разговаривать с ребенком, называть окружающие предметы, людей, животных, действия. Учить выполнению некоторых движений по слову взрослого: «ладушки», «до свидания», «дай ручку». Задавать вопрос «где?» — учить ребенка находить знакомые предметы.

Пора читать книжки с крупными картинками, твердыми страницами, коротким текстом. Показывать ребенку картинки, называть их.

Полезно слушать музыку, детские песенки.

Игрушки не подвешивать а раскладывать, так чтобы ребенок не мог до них дотянуться, если не совершит какое-то действие (подползет, встанет, сядет). Игрушки должны быть более сложные, разноцветные, звучащие, из разного материала: куклы, птички, зайчики, рыбки. Для развития действий нужны: мячи и машинки для катания, легко открывающиеся коробочки, кастрюльки с крышками, матрешки, пирамидки, вкладывающиеся друг в друга формочки. Подходят для этого возраста заводные движущиеся игрушки, юла, неваляшка.

Игры. Можно играть с ребенком в веселые игры: «ладушки», «догоню-догоню», «прятки». Папа может покатать ребенка на плечах.

Умывание. Можно побуждать ребенка к активности во время умывания: протягивать ручки к струе воды.  Если появились зубы — купите самую мягкую зубную щетку, и пусть ребенок находится рядом с Вами (папой, другим ребенком) когда Вы чистите зубы. Пусть наблюдает и пытается повторить Ваши действия. Зубная паста пока не нужна. Щетку после использования мыть с мылом. Просто играть с ней, как с игрушкой, вне ванной, когда никто не чистит зубы — не позволять.

Еда. Если ребенок  научился уверенно сидеть — можно сажать на детский стульчик за столом.  Учить пить из чашки. Давать в руки ложку — пока просто подержать. С 7-ми месяцев можно давать ребенку во время еды кусочек хлеба или печенье, чтобы он учился самостоятельно есть.




9 комментариев: Занятия с ребенком с 6 до 9 месяцев.

  • Владимир говорит:

    А у нас ребенок ползает очень быстро и весело, только вот одну ногу ставит на колено, а другую на ступню. Как его научить ползать правильно? Это ведь получается несимметричное развитие…

    [Ответить]

  • Людмила говорит:

    Ходунки больше удобны для родителей, чем для ребенка.

    [Ответить]

  • Ирина говорит:

    Так приятно было перечитать… я как будто заново пережила все те моменты нашей жизни. Все у нас было — и ползанье, и ходунки. И самое главное — мы все делали быстро. Это главный девиз всей нашей жизни. Ползать — просто молниеносно. В ходунках — так оторваться от точки и вперед через всю комнату… Побежали мы в 10 месяцев. Не было шажка или шажочка.. Была спринтерская дистанция от двери до окна или немного другая траектория. Но это. конечно. в 10 месяцев. прекрасно запомнила этот момент. А у сестры все совсем не так было. Как в замедленных самых съемках моих деток. Я не уставала поражаться, насколько дети все разные…

    [Ответить]

  • Ксения говорит:

    Замечательная статья спасибо, столько полезной информации

    [Ответить]

  • Светлана говорит:

    Моя дочурка тоже ползала исключительно назад и в положении на попке 🙂 Может, это как-то связано с ходунками, которые она обожала.
    А к горшку приучилась очень быстро, да вот никак не отучится. Пятый год уже, и сиденье ей специальное купила на унитаз, а она всё равно предпочитает родной горшок 🙂 Причём в садике ходит на унитаз без проблем.

    [Ответить]

  • Анатолий говорит:

    Мы к горшку приучили только в 2 года и 3 месяца малыша, сейчас памперсы, дети привыкают.

    [Ответить]

  • Ульяна говорит:

    И моя дочь ползала по дому, вернее, передвигалась на попе, смешно как-то.. Жаль детей, чьи родители выбирают ходунки, чтобы освободить свои руки.

    [Ответить]

  • Алексей говорит:

    Все дети учились ползать по квартире, а вот внук осваивает ходунки. Родителям это нравится, ему не очень, мне тоже.

    [Ответить]

  • Ольга говорит:

    Мы обошлись без ходунков и манежей. Дочь ползала по всей квартире и ничего страшного в этом нет. Наоборот, ребенок сразу учился воспринимать реальность такой, какая она есть. Странно только, что ползала она сначала не вперёд, а назад, причём очень шустро 🙂

    [Ответить]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обновления блога

Подпишись на обновления блога. Получай статьи прямо к себе на почту: