Прикорм современные правила введения

ПрикормЧто такое прикорм? Прикормом считается все, кроме грудного молока или адаптированной молочной смеси.

Для чего нужен прикорм

  1. чтобы восполнить дефицит пищевых веществ (белка, витаминов, микроэлементов, клетчатки),
  2. для развития жевательного аппарата (пища более густая) и речевого аппарата,
  3. для формирования вкуса,
  4. чтобы ребенок привык к завтраку, обеду и ужину .

Рассмотрим каждый пункт подробнее

  1. Если ребенок на грудном вскармливании, то с грудным молоком он получает все необходимые ему вещества, при условии, что ребенок здоров, а мама обогащает свой рацион белками, витаминами, микроэлементами. В таком случае можно начать введение прикорма с 6-ти месяцев. Во втором полугодии жизни ребенку все-равно будет недостаточно пищевых веществ, которые он получает с грудным молоком. А при искусственном вскармливании и отклонениях в состоянии здоровья ребенка дефицит пищевых веществ проявится раньше, поэтому, по современным данным, срок начала введения прикорма от 4-х до 6-ти месяцев.
  2.  Прикорм является более густой пищей, чем грудное молоко и настоятельно рекомендуется давать его с ложки. В таком случае у ребенка вовремя формируется жевательный и речевой аппарат. (В последнее время отмечается увеличение числа детей, которые поздно начинают говорить и им требуются длительные занятия с логопедом, возможно, это связано с привычкой до позднего возраста есть жидкую пищу из бутылки).
  3. Рекомендуется давать ребенку продукты с разными вкусами ( в пределах разумного), чтобы у ребенка формировались вкусовые ощущения, что способствует быстрому и правильному нервно — психическому развитию ребенка.
  4.  Со второго полугодия жизни у ребенка формируется пищевой рефлекс, ребенок привыкает к завтраку обеду и ужину.

Чем определяются сроки введения прикорма

Прикорм — это пища другой консистенции, другого химического состава. Сроки введения прикорма для ребенка определяются индивидуальной готовностью его организма к усвоению новой пищи.

  1. Развитием навыков проглатывания, жевания. У детей раннего возраста рвотные рецепторы располагаются на кончике языка и постепенно, с возрастом перемещаются к корню. Поэтому ребенок часто давится пищей с ложки или выталкивает ее языком. Постепенно это проходит. Подготовкой к жеванию является сдавливание деснами материнской груди или бутылочки при сосании.
  2.  Зрелостью пищеварительных ферментов. Иногда при введении новых продуктов у ребенка возникает срыгивание, рвота, понос — это означает, что его пищеварительная система еще не готова усваивать этот продукт, поэтому продукт надо временно исключить из рациона и попробовать позже.
  3.  Зрелостью иммунной системы. У грудных детей отмечается повышенная проницаемость слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта. Поэтому некоторые пищевые вещества, проникая через нее, вызывают аллергические реакции. С возрастом вероятность этого уменьшается. Но детям у которых родители страдают тяжелой аллергией рекомендуется более позднее введение прикорма. То же относится к детям, у которых уже имеются аллергические проявления.
  4.  Зрелостью почек. Т.к. Прикорм — пища другого химического состава, введение прикорма вызывает определенное напряжение в работе почек. При введении прикорма обязательно нужно вводить в рацион ребенка воду. В первом полугодии жизни — 50 мл. в сутки. Во втором — 100 мл.

Ранее введение прикорма приводит к функциональным расстройствам пищеварения, риску аллергизации,нагрузке на незрелые почки.

Позднее введение прикорма приводит к пищевому дефициту, общей задержке развития, задержке формирования жевательного и речевого аппарата, анемии, запорам, отказу в дальнейшем от твердой пищи.

Поэтому введение прикорма должно быть своевременным:

— начинать не ранее 4-х и не позднее 6-ти месяцев,

— в первом полугодии жизни должно доминировать материнское молоко,

— во втором полугодии жизни постепенно уменьшается доля молока в рационе, и увеличивается объем и ассортимент дополнительных продуктов питания.

Консистенция пищи

От 0 до 4-х месяцев ребенок умеет только сосать и глотать, поэтому кормить его можно только жидкой пищей.

От 4 до 7 месяцев у ребенка формируются первые жевательные движения деснами, угасает рефлекс выталкивания ложки языком, ребенок начинает деснами кусать грудь —можно вводить пищу в виде гомогенного пюре.

От 7 до 12 месяцев ребенок начинает очищать ложку губами, формируется кусание и жевание, боковые движения языка, перемещение пищи к зубам — размятая вилкой пища, мягкие кусочки.

От 12 до 24 месяцев формируются круговые жевательные движения челюстей — можно давать пищу с семейного стола.

Примерная схема введения прикорма

4- 6 мес

7 мес

8 мес

9-12 мес

Овощное пюре

10 — 150 мл.

170 мл.

180 мл.

200 мл.

Молочная каша

10 — 150 мл.

170 мл.

180 мл.

200 мл.

Фруктовое пюре

5 — 60 мл.

70 мл.

80 мл.

90 — 100 мл.

Фруктовый сок

5 — 60 мл.

70 мл.

80 мл.

90 — 100 мл.

Творог не ранее 6 мес.

10 — 40г.

40 г.

40 г.

50 г.

Желток

0,25

0,5

0,5

Мясное пюре не ранее 6 мес.

5 — 30 г

30 г.

50 г.

60 -70 г.

Рыбное пюре не ранее 8-9 мес.

5 — 30 г.

30 г.

Кефир не ранее 8 мес и не более 200 мл/сут.

10 — 150 мл.

200 мл.

Последовательность введения прикорма

Последовательность введения прикорма зависит от состояния здоровья ребенка.

Например, ребенку — искусственнику, с избыточной массой тела и запорами, лучше начать с овощного пюре, а ребенку , с недостаточным весом и склоннстью к поносам — с каши.

В настоящее время предпочтение отдается готовым продуктам прикорма промышленного производства. Их преимущества: — гарантированная химическая безопасность, — постоянный химический состав, соответствующий особенностям пищеварения ребенка, — оптимальная степень измельчения по возрасту ребенка, — высокое качество и безопасность сырья. (хочется надеяться, что производители продуктов детского питания соблюдают все эти правила).

Общие правила введения прикорма

  1.  Всегда дается до кормления грудью.
  2.  Из ложки или из чашки (кефир).
  3. Последовательность введения индивидуальна.
  4.  Постепенное введение новых продуктов с малых доз (1-2 чайные ложки) за 5 -7 дней и более доводится до нужного объема.
  5. Введение прикорма требует дополнительного введения жидкости. Одновременно с началом введения прикорма нужно давать ребенку воду, 100мл. в сутки.
  6.  При домашнем приготовлении блюд прикорма соль и сахар не вводится.
  7.  Начинают с монокомпонентных продуктов, постепенно переходя к смешанным.
  8.  При введении злакового прикорма (каши) начинают с гречневой, рисовой или позднее кукурузной, т.к. эти каши не содержат глютена. Начинать рекомендуется с безмолочных каш, готовить их на грудном молоке или молочной смеси, которую получает ребенок, чтобы проверить, как ребенок переносит злаки. Можно давать ребенку каши с пребиотиками (для улучшения микрофлоры кишечника) или гипоаллергенные (при аллергической настроенности ребенка). Для детей рекомендуют только детскую воду (из аптеки). Можно давать детские чаи. Мясное пюре обязательно рекомендуется, как основной источник железа и белка в рационе ребенка. Рыбное пюре основной источник полиненасыщенных жирных кислот и незаменимых аминокислот: лизин, триптофан, метионин, которые имеют очень важное значение для развития центральной нервной системы ребенка.
    В статье использованы материалы лекции по теме «Прикорм» — Карташевой Н.С., К.М.Н. доцента кафедры Педиатрия пензенского ГИДУВ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обновления блога

Подпишись на обновления блога. Получай статьи прямо к себе на почту: